Музыкальный Вестник об авторском вечере композитора Николая Морозова в ZonaZvuka

30 января 2017

«Всем миром»

20 ноября в Музыкальном магазине «Зона Звука» (ZonaZvuka) состоялся авторский вечер композитора Николая Морозова. В последние годы Николай Морозов — известный в России специалист в области театральной музыки, заведующий музыкальной частью театра «На Литейном» — провел несколько камерных концертов с разными тематическими акцентами. Одни состояли из камерно-инструментальной музыки: Трио для флейты, виолончели и фортепиано «В метель…»; Трио для кларнета, альта и фортепиано; «Оптимист и пессимист» и «De ludo globi» для двух фортепиано; Ритмический экспромт для двух тарелок, малого барабана, контрабасового смычка и фортепиано... Другие концерты знакомили слушателей преимущественно с вокальными сочинениями Морозова — от драматической баллады «Бастабальские колокола» на стихи Росалии де Кастро до шутливой зарисовки «Если хочешь». Эти вечера объединяло одно: общение композитора со зрителями, рассказы о сочинениях, пояснения и мысли автора. Так было и на этот раз.

Концерт в «Зоне звука» сочетал в себе оба направления академического творчества Николая Морозова, однако главная идея вечера была в представлении функциональных и красочных возможностей рояля в самых разнообразных вариантах.
Открыл концерт Александр Дьячков виртуозной Сонатой для левой руки. Масштабное произведение в традициях романтического пианизма характеризуется причудливыми образами, важнейшую функцию в нем несет педализация. Соната требует от пианиста сильной и хорошо натренированной левой руки, не случайно для ее интерпретации был приглашен Александр Дьячков — многим памятно его исполнение леворучного Концерта № 2 М. Равеля.
Фортепианные опусы равномерно чередовались с вокальными номерами. Каждая певица внесла в концерт неповторимый нюанс. Екатерина Ефимова, Наталья Басистая, Мария Братухина — их очарование юности и неподдельная искренность пленяли слушателей. Прекрасный семейный дуэт автора и заслуженной артистки России Елены Морозовой отличался яркими образными находками и завидной ансамблевой слаженностью.
Известная петербургская саксофонистка Серафима Верхолат в ансамбле с Надеждой Медведевой представила на саксофоне-сопрано изысканную необарочную Арию для соло и клавира. Совсем иным тембром альтового саксофона было окрашено Трио для сопрано, фортепиано и саксофона «Сделай один лишь глоток» на стихи Г. Беккера.
Шутливая (но отнюдь не простая для исполнения) зарисовка «Жил был у бабушки серенький козлик» для двух фортепиано и кларнета была написана по заказу Владимира Ашкенази в качестве номера-бис для концертов с двумя сыновьями — Владимиром (фортепиано) и Дмитрием (кларнет). Вот где Николай Морозов предстал поистине театральным композитором! С задором и легкостью он воплотил в виртуозных пассажах искрометный юмор народного фарса. Вместе с автором в этой сценке выступили пианистка Людмила Коновалова и кларнетист Сергей Христофис.
Долгожданный финал, основная интрига мероприятия — петербургская премьера Концерта для трех фортепиано и шести пианистов «Всем миром» (работа для дюжины рук). Концерт был специально создан и впервые исполнен в 1992 году на II Международном фестивале фортепианных дуэтов в Екатеринбурге, позже записан на телевидении и радио, звучал в Японии. Это одночастное программное сочинение раскрывает удивительные многотембровые возможности рояля.
Первый рояль — традиционный. Второй и третий — препарированные. Их пюпитры сняты и передвинуты на деку, открывая исполнителям доступ к струнам. Кроме того, в струны третьего рояля установлены копейки, придающие звучанию характерный колокольный оттенок. А на басовые струны заранее надевается наканифоленный ракорд (нерабочий фрагмент магнитофонной или кинопленки). Но всё это, конечно, неизвестно публике.
Более того, сюрприз, ожидавший слушателей, было бы невозможно воплотить в условиях обычного зала. На сцене стоял концертный рояль — роскошный Petrof, на котором были исполнены и леворучная соната, и другие фортепианные сочинения и аккомпанементы. Ансамбль двух фортепиано и кларнета выступал уже на других инструментах, установленных «с правого фланга». Для представления Концерта была задействована тыльная сторона зала — в ней расположились три рояля (коричневый, белый и черный), и публика оказалась словно оцепленной армией роялей, не имея никакой возможности к «отступлению».
«Всем миром на Руси строили дома и храмы. Я решил “построить” храм! — делится задумками Николай Морозов. — Для этой цели в качестве “колокола” использовал звукоряд от ноты до большой октавы, в который включаются все известные
16 обертонов. Общее звучание обертонов гармонично сливается в один основной тон и дает возможность вычленять обертоновые последовательности в различных вариантах. В качестве второго “колокола” была взята расшифровка из реестра Котика Сараджева, знаменитого московского звонаря, который в начале XX столетия составил запись обертоновых звукорядов различных колоколов Москвы».
Произведение пролетает на едином дыхании. Широкая привольная лейттема зарождается в полной тишине, выстраивая грандиозную архитектонику произведения с монументальной кульминацией. Для создания пространственного эффекта композитор использовал аликвотный эффект. Суть этого приема — в беззвучном нажатии клавиш, открытые струны которых тонко реагируют на звуки исполняемой музыки, дополняя ее необычным колоритом. Во втором разделе концерта появляется зажигательная русская плясовая тема, проходящая в разных партиях. Наконец, после импровизации, создающей зримый образ строительства — характерные перестукивания, выпиливания и скрежеты, постепенно прорисовывается сооружение величественного храма и
по залу разливается настоящий колокольный звон.
Фантастическое ощущение себя внутри событий, в рождающемся в настоящий момент музыкальном творении, невозможно передать словами. Восторженная публика потребовала повторения всего произведения целиком. Теперь слушатели, с разрешения автора, расположились совсем близко
к исполнителям, получив возможность видеть всё поле деятельности, проникнуть внутрь процесса.
Для исполнения «Всем миром» был собран великолепный состав пианистов: Николай Мажара, Надежда Медведева, Марина Климова, Сергей Осколков-младший, Юлия Юрченко и автор выступили слаженной командой единомышленников.
Поистине уникальную возможность исполнить и услышать сочинение для трех роялей и весь концерт в целом петербуржцам предоставила компания «Зона Звука», приняв гостей в музыкальном салоне-магазине по адресу Савушкина, 98. Здание салона прекрасно оборудовано и вмещает всё необходимое для проведения самых разнообразных музыкальных мероприятий.
Хочется верить, что исполнение «Всем миром» обретет резонанс в петербургской музыкальной среде и произведение займет достойное место в современном концертном репертуаре.
Людмила ТОЛОКНОВА

Источник: http://nstar-spb.ru/